Информация корреспондента газеты «Водный транспорт» в военный отдел Астраханского окружкома ВКП(б) о мобилизации военнообязанных на строительство железной дороги Владимировка – Сталинград. 5 декабря 1941 г. Подлинник.

Информация корреспондента газеты «Водный транспорт» в военный отдел Астраханского окружкома ВКП(б) о мобилизации военнообязанных на строительство железной дороги Владимировка – Сталинград. 5 декабря 1941 г. Подлинник.

Дата: 05.12.1941
Шифр:  Государственный архив Астраханской области. Ф. П-10. Оп. 1. Д. 4. Л. 111 - 112.

ИНФОРМАЦИЯ КОРРЕСПОНДЕНТА ГАЗЕТЫ «ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ» В ВОЕННЫЙ ОТДЕЛ АСТРАХАНСКОГО ОКРУЖКОМА ВКП(б) О МОБИЛИЗАЦИИ ВОЕННООБЯЗАННЫХ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ВЛАДИМИРОВКА – СТАЛИНГРАД

5 декабря 1941 г.

1-3 ноября в гор. Астрахани произведена мобилизация военнообязанных для работ по постройке железной дороги Владимировка-Сталинград и для сооружения укрепрайонов в округе и области – под гор. Сталинградом. В числе мобилизованных был и я.

Сама мобилизация, отправка, продвижение людей показали вопиющие безобразия, исключительную неорганизованность, злоупотребления, что, по моему мнению, вольно или невольно равно вредительству.

2 ноября мы были вызваны в Кировский военкомат. На военных билетах написали, что мы мобилизуемся в ряды Красной Армии. Призываемые то и дело спрашивали у работников военкомата:

- В какие части нас зачисляют?

- В кадровые, – отвечают в военкомате.

- Надо ли брать теплые вещи, валенки и т.д.?

- Не надо. Там дадут.

Вместо того чтобы прямо сказать, что люди посылаются на трудовые работы и чтобы люди потеплее оделись, «мудрецы» из военкомата занимались утешениями. Поэтому большинство призванных оделись легко, в летнее платье.

Нам было приказано явиться в военкомат для отправки 3 ноября в 7 часов утра. Явились. Пошли слухи, что мы едем строить железную дорогу. Многие, в том числе и я, начали обращаться к работникам военкомата с просьбой сбегать домой, чтобы потеплее одеться. Нам отвечали: «Никуда отлучаться нельзя». Во дворе военкомата мы просидели до 5 часов вечера. За это время можно было бы пять раз сходить домой. Эта строгость и спешка дорогой ценой обошлась государству, что, по сути, поставило под угрозу срыва военных оборонительных работ. Так оно в действительности и получилось.

В военкомате, видимо, придерживались такого принципа: выполнить задание Центра, набрать и отправить нужное количество людей и отрапортовать Центру, что задание выполнено быстро. А в каком виде люди отправлены – это военкомат меньше всего интересовало. В этой безответственности вся беда, которая привела к печальным результатам.

В тот же день в 9 часов вечера, мы были отправлены поездом до с. Владимировки. Оттуда поездом доехали до с. Пологое Займище, а затем пешком до р.п. Капустин Яр. В р.п. Капустин Яр столько столпилось людей, что не знали, что с ними делать. Послали нас на земляные работы, где должна пройти железная дорога. Людей согнали столько, что работали по очереди: один копал, а 20-30 человек ждали, пока освободится лопата. На месте работ даже не была доставлена вода для питья, не говоря уже о питании. Затем три дня ничего не делали. На четвертый день был дан приказ снова отправиться в с. Пологое Займище, а оттуда в с. Владимировка. В с. Владимировка я и работник Окружкома комсомола тов. Решетняк зашли к секретарю райкома партии тов. Навозову и военному комиссару. Мы им сообщили обо всех безобразиях. Они беспомощно развели руками: «Ничего не можем сделать».

Во Владимировке просидели 5 суток, а затем на пароходе нас доставили до с. Каменный Яр. Отсюда путь держали по степям по направлению ст. Обгонетово, которая лежит между гор. Сталинградом и гор. Сальском. Шли пешком с сумками. Никакого транспорта не было. Настали холода и морозы. Многие начали мерзнуть. Начали распространяться слухи, что некоторые насмерть замерзли в стогах сена.

Пришли в с. Солодники. Я и другие товарищи из батальона № 16 обратились к командиру этого батальона и заявили, что у нас изорвалась обувь, и что дальше следовать не можем. Командир ответил: «Обвяжи ноги тряпками, веревками, но до места надо дойти». Кстати, этот командир батальона № 16 был очень груб и обращался с людьми, словно со скотом.

Пришлось подчиниться. Многие из нас почти разутые продолжали следовать через пункты: Трудолюбивое, с. Цаца, Плодовое, совхоз № 8. Словом, прошли еще около 70-80 километров. В совхозе № 8 нас выстроили для сдачи военведу, который ведет сооружение оборонительных укреплений. Всех, у кого была плохая обувь, отпустили и направили в распоряжение своих военкоматов.

Спрашивается, зачем было гонять людей в мороз разутых и раздетых, когда их можно было раньше отпустить и не отправлять из гор. Астрахани. Из нашего батальона из 400 человек только из-за плохой обуви было отпущено около 100 человек.

Таким образом, мы проболтались около месяца без всякого дела: были оторваны от производства и ничего не сделали для обороны гор. Астрахани и Сталинграда. Разве не возмутительно, что более 10 тысяч астраханцев целый месяц болтались без дела.

Не менее возмутителен и такой факт. Из совхоза № 8 нас отправили 23 ноября. На дорогу выдали лишь по 500 граммов хлеба и все, хотя в обратном пути до Астрахани мы находились примерно 10 дней. Денег ни копейки не дали для того, чтобы купить хлеб при содействии сельсоветов. Это возмущало людей, порождало нездоровые явления, доходившие до контрреволюционных разговоров.

Пользуясь бесконтрольностью, некоторые снабженцы, да так называемые командиры злоупотребляли и воровали деньги. Я, например, за все время получил около 70 рублей, а мне полагалось по 7 рублей в сутки, значит, за месяц я должен был получить 210 рублей. Два раза с нас высчитывали по 10 рублей за мясо, а мясо мы в глаза не видели. Значит, эти деньги кто-то присвоил. Если учесть, что в нашем батальоне было 400 человек и с каждого высчитали по 20 рублей, то только на одном мясе нас обсчитали на 8 тысяч рублей.

Надеюсь, что окружком сделает соответствующие выводы и наведет порядок в военкоматах и на работах по сооружению оборонительных районов.

Корреспондент газеты «Водный транспорт»     И. Збуржинский




Именной указатель:  Збуржинский И. , Навозов В. , Решетняк