Письмо уполномоченного Управления кораблестроения НКВМФ председателю АГКО о состоянии военного судостроения на предприятиях гор. Астрахани. 2 декабря 1941 г. Подлинник.

Письмо уполномоченного Управления кораблестроения НКВМФ председателю АГКО о состоянии военного судостроения на предприятиях гор. Астрахани. 2 декабря 1941 г. Подлинник.

Дата: 02.12.1941
Шифр:  Государственный архив Астраханской области. Ф. П-10. Оп. 1. Д. 4. Л. 92 – 95.

ПИСЬМО УПОЛНОМОЧЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ НКВМФ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ АГКО О СОСТОЯНИИ ВОЕННОГО СУДОСТРОЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ гор. АСТРАХАНИ

2 декабря 1941 г.
Секретно

Считаю необходимым довести до Вашего сведения о том, что дело военного судостроения в гор. Астрахани проходит явно неудовлетворительно. Все предприятия уже сорвали и срывают постановление ГоКО СССР от 13.08 за № ГКО-473сс, хотя эти заводы имеют полную возможность заказы НКВМФ выполнять. Весна покажет, как преступно упущено время. Весна потребует от нас корабли, а их не будет.

Дело идет о том, что руководители не желают беспокоиться и тревожить себя этими вопросами, в более сложной обстановке теряются и не находят решения для выполнения задачи в сложившихся конкретных на предприятиях обстоятельствах. Руководители предприятий, прикрываясь выполнением заказов НКО, их сильной загрузкой, не считают нужным буквально не в ущерб заказов НКО, выполнять заказы НКВМФ. Дирекция судоверфи им. Кирова ссылается даже на то, что Нарком НКРП и его заместитель тов. Николаев дали указание: «Судостроение дело будущего, последней очереди». Таково настроение руководства верфи, таково его направление в работе, тогда как ГоКО СССР своего постановления не отменял по судостроению. Правительственные мероприятия увеличили количество продукции, война заставила давать другую продукцию, а здесь думают, что это заслуга местная.

Конкретно:

1. На судоверфи им. Кирова строительство катеров МО-4 приостановлено. Верфь исключительно хорошая база для судостроения МО-4, могла бы давать большое количество судов. Поэтому всерьез надо разобрать вопрос загрузки верфи заказами. Независимо от этого при существующем положении дел нельзя замораживать заказ на МО-4. В строительстве сейчас 8 шт. катеров, все почти есть для первой четверки, а недостающее можно сделать на месте. Между тем из большого станочного парка как старое руководство, так и новая дирекция ничего для судостроения не выделяют, 10-12 монтажников не выделяются хотя бы для монтажа головного охотника, свободные емкости для освоения нужных деталей, как гребные винты, не используются. На верфи уже сейчас начали использовать заготовки, а также контрагентские материалы по МО-4 для других заказов. Сдать 4 шт. МО-4 и заложить 8 шт. в текущем году верфь не смогла, сорвав решение ГоКО СССР.

Все это происходит потому, что сейчас никто не требует, не теребит, должностные лица считают, что все пройдет безнаказанно. КПА ВМФ считают, что можно и не слушать. Когда руководители верфи заговорили о станках, что их не хватает, то военпреды нашли станки, как раз нужные для судостроения, они валяются и сейчас на Болдинской пристани. Начали об этом говорить, докладывали Вам и секретарю окружкома по судостроению тов.Климакову о необходимости реализации оборудования, пропадающего на пристани. Говорили несколько раз. Дело было одобрено, нужно было решение. Обследовали, но все осталось по-старому.

Военпредами было предложено несколько раз дирекции старого и нового состава не один раз, использовать следующую возможность: договориться с главным инженером Моссудоверфи и тов. Ефремовым, сдающим нам здесь катера МО-4, о передаче его квалифицированной группы монтажников на верфь им. Кирова, о передаче излишек заготовок, привезенных из Москвы, о передаче чертежей и т.д. Тов. Ефремов дал нам согласие во всем этом пойти навстречу, только надо договориться об условиях. Дело не сдвинулось. Докладывали мы и Вам, и тов.Климакову. Дело тянется уже около месяца, скоро группа рабочих и катера уйдут, важное мероприятие сорвется.

На верфи надо наладить свое производство ряда поставок, напр., винты. Дирекция, и старая, и новая (директор тов. Гайдуков), согласны с предложением. Военпреды договорились уже 2 месяца назад о том, что специалисты Военно-Морской академии берутся провести полное освоение и передать опыт верфи, докладывали окружкому ВКП(б) о том, что дирекция тормозит это дело и не занимается этим, хотя дало согласие не раз приступить к делу. Вопрос и поныне там. При одном из моих докладов Вам о плохом состоянии дел судостроения Вы согласились, чтобы мы составили проект решения (недели 2-3 тому назад) Комитета Обороны специально по судостроению, чтобы дать толчок делу. По верфи им. Кирова нами проект представлен и передан тов.Климакову недели две тому назад. Прошу ускорить рассмотрение этого проекта решения.

2. По заводу им. Карла Маркса. В текущем году должно быть заложено и находиться в постройке два больших охотника проекта 122-а. Завод имеет полную возможность это строительство производить. Есть станочный парк и свободные люди, но нет металла для закладки. Решение ГоКО СССР от 18.08 с.г. по этому заводу срывается. Директор обращался в НКВМФ, к Наркому, к его заместителям «Как быть?». Ничего ясного добиться нельзя, ничего не предпринято и для получения металла. В общем, дело замерло.

Между тем можно делать на заводе и без закладки ряд заготовок, штамповок, литья, дельных вещей и т.д. Сделаны только некоторые затраты по плазу, площадкам и другим подготовительным работам, чтоб не сказали: «что не делали работ вообще». На этом заводе, как и на ряде других, отсутствует должная дисциплина, в ряде участков плохая и порочная организация дела. Докладывали мы Вам и тов. Климакову. Договорились сделать сбор руководителей предприятий и военпредов для заслушивания моего доклада и сообщения военпредов по этим вопросам. Тезисы доклада по Вашему предложению даны в ОК ВКП(б) тов. Климакову месяца полтора тому назад для Вашего ознакомления, прошу по материалу ускорить решение и дать указание заводам по устранению недочетов.

3. Судоверфь «Рейдтанкера» НКМФ. По постановлению ГоКО СССР д.б. заложено на этой верфи 3 шт. МО-4. В текущем году в ноябре один катер заложен, два других закладкой срываются из-за того, что ЦУМорстрой не строит крытого эллинга. Наркомморфлота здесь, ЦУМорстрой здесь, завод здесь. Есть приказание зам. Нар¬ком тов. Логинова начать постройку, а эллинга нет. Постановление ГКО СССР и по этой верфи срывается.

4. По заводу 638 им. Сталина. Завод является основной базой судостроения. Планом НКСудпрома и НКВМФ предусмотрена достройка подлодок, тральщиков, бронекатеров, а также большое количество закладываемых кораблей. Завод хранит ценное оборудование миноносцев и материалов, а также аккумуляторов. Наряду с этим, завод выполняет большой объем заказов фронта. По судостроению завод в течение уже долгого времени ничего не делает, кроме подготовительных работ (создание монтажного цеха, хранилища аккумуляторов, постройки эллинга для МО-4, разгрузка судов, их отепление на зиму и т.д.). Между тем, в настоящее время 3 аккумуляторные батареи еще не доставлены к заводу, в чем он повинен более всего. Морозы портят элементы, ценные материалы долгое время хранились и сейчас хранятся неудовлетворительно, и часть попортилась. Суда при наступлении морозов не отапливались долгое время, часть и сейчас не отапливается. Оборудование проекта-30 не может быть выгружено из-за отсутствия помещений и людей, поэтому не законсервировано и предназначено к пребыванию на всю зиму, а может быть и далее, в баржах. Для закладок катеров завод имеет лес, имеет материал для эллингов, но не может строить из-за отсутствия плотников.

Завод по судостроению непосредственно ничего не делает, хотя имеет серьезную программу, недочеты и невыполнение заданий должным образом не отмечаются и виновные не наказываются. Заводу очень много нужно помочь на месте, особенно в части требовательности к нему за невыполнение графиков работ по судостроению, хранению и подготовке оборудования и производства, помочь в найме рабочей силы, как напр.: столяры, слесаря и т.д.; помочь в переброске материалов, транспорта; людьми на воскресниках и т.д.

5. Н[ижне]-В[олжское] предприятие ЭМТ. Это солидное и важное для дела судостроения предприятие, единственное на юге. Является базой далеко не только для гор. Астрахани. Данное предприятие имеет богатые запасы материала для судостроения, которое решениями суженных президиумов ОК, ГК ВКП(б), Окрисполкома, Горис-полкома и т.д. расходуется на все нужды в городе: ТЭЦ, госпитали, училища, дома и т.д. Используются для этой цели рабочие. Надо этому навести порядок. ЭМТ для судостроения ничего не делает, кроме небольших некоторых работ по заводу им. Сталина. Хотя ЭМТ специально существует для целей судостроения.

6. По управлению «Волготанкер». Установленное Главморштабом переоборудование под военные суда в порядке мобилизации 10 кораблей «Волготанкера» срывается. КБ «Волготанкера» работы затянуло, и заводы им. Ленина и 3-го Интернационала, предназначенные для работ, их не ведут. «Волготанкер» из 10 намеченных кораблей для переоборудования 8 шт. оставил в верховьях р.Волги замороженными, работ по двум судам, имеющимся в гор. Астрахани, еще не ведет. Таким образом, весной флотилия не сможет пополниться остро необходимыми для армии кораблями.

Все доложенное выше всерьез должно быть обсуждено в ГоКО и в Наркоматах. Должны быть приняты конкретные решения как по предприятиям, так и по людям.

Прошу еще раз АГКО поддержать ряд мероприятий, которые возникали раньше и описаны выше и которые будут возникать для целей судостроения. Нельзя пропускать ни единого мероприятия, сколь мало оно ни было бы, если оно помогает ускорить, улучшить судостроение, его узел, часть его, ибо из частей составится целое. Настоящее топтание на месте, не принятие мер в этот же день, отсутствие ответственности у предприятий и др. органов приведет к тому, что к весне гор. Астрахань флоту ничего не даст, вот тогда-то особенно рельефно и вырисуется наша ответственность, но тогда будет поздно, кораблей не будет.

Уполномоченный УК НКВМФ инженер-капитан 2-го ранга     Березной




Географический указатель:  Астрахань, г. , Москва г. , Волга, р.